Что остается от человека, когда он уходит? Память о нем. А еще его вещи - бесстрастные и безмолвные свидетели происходивших событий.
В этом фильме вещи перестанут молчать. Они помогут рассказать историю жизни и творчества, любви и смерти Владимира Высоцкого.
Со дня ухода Владимира Высоцкого прошло больше тридцати лет. Сохранилось довольно много его личных вещей. В документальном фильме близкие и друзья Высоцкого вспомнят истории из жизни поэта и актера. Это история о его концертах, его друзьях, ролях в кино и театре, его женах и поклонницах, о его семье и о том, как он писал свои стихи.
Сегодня уже невозможно представить Высоцкого без гитары, с которой он был неразлучен всю жизнь. Однако она появилась у него не сразу. В детстве Высоцкий учился играть на пианино, и только в старших классах попросил маму подарить ему гитару. В те годы каждый мальчишка мечтал петь во дворе блатные песни под несколько несложных аккордов. Школьный друг Высоцкого Игорь Кохановский дал ему первые уроки игры на гитаре. Вскоре будущий кумир всей страны будет петь уже не только дворовый шансон, но и песни собственного сочинения.
Главным условием для режиссеров, которые захотят снимать Высоцкого в кино станет одно - никаких песен. Актриса Лариса Лужина, снявшаяся вместе с Высоцким в фильме "Вертикаль", расскажет, как был обойден этот запрет, и на экраны вышла лента, тон которой задали именно его песни.
Купить пластинки с записями Высоцкого было невозможно. Его песни за исключением тех, что он исполнил для фильмов, не издавались. Но у Высоцкого были друзья, которые записывали его голос на магнитофон. Эти пленки мгновенно разлетались не только по Москве, но и по всему СССР. Для того, чтобы их переписать многие советские граждане начали обзаводиться магнитофонами. Вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова расскажет, как записи песен ее мужа объединяли незнакомых друг с другом людей.
Одна из песен Высоцкого даже раньше, чем он сам, оказалась в театре на Таганке, где он сыграл одну из главных своих ролей – Гамлета. Этот спектакль шел с неизменными аншлагами. Все хотели увидеть Высоцкого, который выходил на сцену не только с гитарой, но и, как многим казалось, в своей обычной одежде: свитере и джинсах. Бывший директор театра Николай Дупак вспомнит, как создавался этот сценический образ и расскажет, был ли свитер Гамлета – собственным свитером Высоцкого?
Песни Высоцкого, его удивительный голос, работа в театре и кино принесли ему не просто славу, а бесконечную любовь и даже обожание. Все это, конечно, было необходимо ему как актеру, но существенно осложняло его жизнь. Поклонники поджидали Высоцкого у служебного входа, забрасывали мешками писем, а телефон в его квартире звонил не умолкая. Космонавт Григорий Гречко вспоминает, что посоветовал сделать Высоцкому, чтобы пробиться сквозь этот шквал настойчивых звонков.
Быть с Высоцким мечтали почти все женщины Советского Союза, но главной любовью его жизни стала французская киноактриса Марина Влади. Их совместной жизни мешали границы между Россией и Францией. Даже после женитьбы Высоцкий долгое время не мог свободно ездить к жене, а она к нему. Через несколько лет Марине удалось добиться того, чтобы он смог к ней выезжать. Во Францию Высоцкий уезжал со списком покупок для друзей, оттуда вез целые чемоданы подарков для них. Актер и товарищ Высоцкого Вениамин Смехов найдет свою фамилию в одном из таких списков, который сейчас хранится в музее.
Сегодня будто бы уже не осталось ни одной вещи Высоцкого, которая была бы неизвестной. Но в государственном архиве литературы и искусства хранятся его письма и фотографии, которые несколько лет назад передала в Москву Марина Влади. Документы опечатаны на несколько ближайших десятилетий. Почему? И когда они могут быть опубликованы? - расскажет директор архива Татьяна Горяева.
В фильме принимают участие: Никита Высоцкий, Людмила Абрамова (вторая жена В. Высоцкого), Валерий Золотухин, Игорь Кохановский (одноклассник В. Высоцкого), Марина Добровольская (однокурсница В. Высоцкого), Вениамин Смехов, Николай Дупак (бывший директор Театра на Таганке), Александр Митта, Геннадий Полока, Наталья Белохвостикова, Лариса Лужина, Наташа Серуш, Георгий Гречко, Мира Тодоровская, Зоя Богуславская, Анатолий Бальчев, Генрих Падва (адвокат), Виктор Шуляковский (актер), Дмитрий Межевич (актер), Владимир Жариков (каскадер), Татьяна Горяева, директор РГАЛИ.
Производство: ООО
, 2011
Шеф-редактор: Алексей Косульников
На премьерном показе фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой" был настоящий аншлаг. Самая большая толпа в фойе перед началом сеанса собралась у "Мерседеса" Высоцкого. Машину долго и кропотливо восстанавливали для съемок. Подлинный автомобиль Высоцкого после смерти певца был несколько раз перепродан, пока не затерялся окончательно на просторах бывшего СССР.
Машины Высоцкий менял часто. Во-первых, потому что водил лихо и неаккуратно и часто бил их. А во-вторых, иномарки не проходили должного таможенного оформления и по правилам того времени уже через год должны были покинуть пределы Советского Союза. Более того, выезжать в другой город на таком авто было нельзя. Как-то раз Высоцкий на своем "Рено" все же решил прокатиться в Ленинград. Не вышло. Бдительные милиционеры развернули автомобиль на полпути.
Дорогие машины дарила Высоцкому Марина Влади. Друзья не без зависти говорили, что она откровенно балует любимого мужа. Чтобы купить белый "Рено", ей даже пришлось сняться в телерекламе. Актриса, лауреат Каннского кинофестиваля, рекламировала мыло. И потом с иронией называла эту машину "мыльный автомобиль".
История их знакомства – классический сюжет сентиментального романа. Она – звезда мирового кинематографа, прекрасная и недосягаемая. Он – актер самого прогрессивного советского театра. Она – в зале, он – на сцене в роли Хлопуши в есенинском "Пугачеве". Как всегда, на разрыв. После спектакля Высоцкий подошел к Марине, представился и сказал, что сегодня хочет петь только для нее. Высоцкий признанным красавцем не был и одет был неважно. Это Марина сразу отметила. Он брал другим. Женщина, пережившая два развода, одна воспитывавшая сыновей, видимо, нуждалась в сильном мужчине рядом. От Высоцкого такая сила исходила.
Бесстрашие, решительность, азарт и напор и, конечно, гитара и голос – это разило женщин наповал. В тот вечер Высоцкий, как и обещал, пел только для Влади. Роман закручивался все стремительнее, в 1970-м они поженились. У обоих за спиной было по два не слишком удачных брака. Оба не сомневались: на этот раз все будет по-другому.
То, что их семейная жизнь будет странной, было ясно с самого начала. Влади не собиралась перебираться в Советский Союз, Высоцкий и думать не хотел о жизни в Париже. Они часто летали друг к другу в гости и всегда приезжали в Россию с чемоданами подарков. Говорят, у него было врожденное чувство стиля и хороший вкус. Неожиданные качества для советского человека, выросшего в голодные послевоенные годы. Его франтовство коллег удивляло, а временами откровенно раздражало.
В Москве Высоцкий и Влади не один год мыкались по друзьям. Потом все-таки смогли купить кооперативную квартиру на Малой Грузинской. Их соседом стал режиссер Александр Митта, которому Высоцкий помог получить "трешку" в этом же доме. Однако Марине столичная жизнь претила. Здесь ее Володю подстерегало слишком много соблазнов, а у него уже тогда были ощутимые проблемы с алкоголем. Влади привыкла жить за городом. Под Парижем в местечке Мезон-Лаффит у нее уже тогда был собственный особняк на пять спален. Поэтому они с Высоцким решили построить дачу: совсем маленький домик, на веранде которого, тем не менее, можно пить утренний кофе.
Высоцкий собственные шесть соток для строительства дачи получить не мог: нужно было пройти массу бюрократических процедур. А Марина ждать не хотела. Тогда сценарист Эдуард Володарский, у которого была большая придачная территория, предложил ему место для строительства. Ничего не оформив юридически, начали строить. В эпоху тотального дефицита проблемы были со всем, в том числе со стройматериалами. Чтобы добыть необходимое количество крайне модного тогда линолеума, Высоцкому пришлось дать бесплатный концерт на заводе. Владимир всеми правдами и неправдами добывал вагонку и блоки для фундамента, Марина занималась финансами и дизайном, насколько это позволяли скудные квадратные метры.
Но в построенном с таким трудом доме они почти не жили. Марина все реже приезжала в Москву, Высоцкий тоже заметно охладел к идее загородной жизни. Да и в отношениях супругов пробежал явный холодок. Это отмечали все. Прекрасный актер, уникальный поэт и певец в семейной жизни был не слишком талантлив.
Родители Высоцкого расстались в середине войны. В эвакуации на Урале он был с мамой – Ниной Максимовной. Денег не было даже на еду, теплую одежду, об игрушках речи не заходило. Но однажды мама отправилась на рынок за картошкой, а вернулась с новогодним подарком для сына – игрушечным Дедом Морозом. Сразу после Победы Володя отправился вместе с отцом Семеном Владимировичем и его женой в Германию. Поселились в городке Эберсвальде, там располагалась большая советская воинская часть.
Володе было 10 лет, он учился играть на фортепиано, мечтал поступить в Суворовское училище и писал трогательные письма маме, в СССР. Некоторые из них сохранились в Музее Высоцкого в Москве. Например, такое: "Здравствуй, мамочка. Я окончил 2-й класс, перешел в 3-й. С отметками по всем предметам "отлично". За хорошую учебу получил подарок от школы. Мы купили пианино, скоро буду учиться музыке. Я живу хорошо, поправился на 4 килограмма. Я хожу гулять на речку, смотрю, как ловят рыбу. Целую. Твой Вова". Интересны даже конверты, в которых приходили письма. Помимо того, что он писал адрес, вдобавок ко всему конверты, которые шли из Германии, были помечены штампами "просмотрено военной цензурой".
Во многом Высоцкого воспитала мачеха – Евгения Степановна. Он ласково называл ее "моя мама Женя". Они прожили вместе не так много, но этого времени образованной интеллигентной женщине хватило, чтобы навсегда пристрастить Володю к чтению. В Москву Высоцкий вернулся законченным книжным ребенком, одним из тех, кому он много позже посвятил песню "Баллада о борьбе". В Москве они поселились на Большом Каретном. Здесь прошла юность Высоцкого. В компании таких же, как он, книжных детей послевоенной поры.
Дружба для Высоцкого навсегда осталась превыше всего. Важнее семьи, важнее женщин, на которых он, кстати, еще в старших классах умел произвести впечатление, стоило лишь выйти с друзьями, пройти по Саду "Эрмитаж". Впечатлять девушек помогала, конечно, гитара. Первую семиструнку Высоцкому подарила мама, а лучший школьный друг показал элементарные аккорды – те, что принято называть блатными. Гитар у Высоцкого было много, он "болел" этим инструментом. Мог легко расстаться с чем угодно, временами отдавая буквально последнюю рубаху. Но не гитару.
Свою первую песню Высоцкий написал в 1961 году, уже будучи актером Театра имени Пушкина, – "Татуировочку". И с этого момента не останавливался. Писал на чем попало: на обложках книг, аптекарских рецептах, телеграфных бланках. Свои песни Высоцкий "обкатывал" на друзьях. Пел, следил за реакцией, иногда прерывался, что-то записывал. И лишь когда окончательно находил нужные слова, ставил точку. И уже готовую песню в этой компании больше не исполнял, только на концерте.
Его песни не звучали по радио, стихи не печатались. Но голос Высоцкого знала вся страна. Многие покупали катушечные магнитофоны специально для того, чтобы смеяться и плакать под его песни. "Я вообще начинал писать, никогда не рассчитывая на большую аудиторию, - рассказывал позже Владимир Высоцкий. - Я не думал, что у меня в будущем будут какие-то дворцы, залы, стадионы и здесь, и за рубежом. Я никогда этого не предполагал. Я думал, что это будет написано и спето только для маленькой компании моих близких друзей". Так и было. Но однажды в дружеской компании, собиравшейся по соседству с домом на Большом Каретном, появился магнитофон, и школьный друг Высоцкого Левон Кочарян нажал на кнопку "запись".
В то время было модно ставить магнитофоны и колонки на окно. Отчасти, конечно, чтобы похвастаться, но в первую очередь - дабы порадовать соседей. Куда бы ни приезжал Высоцкий с концертами или на гастроли с театром, он шел по улицам городов и поселков под звуки собственных песен. Чуть позже его песни оказались даже в космосе - экипаж Георгия Гречко взял на орбиту кассету. Высоцкий об этом знал и очень гордился.
Когда Высоцкий отправился на прослушивание в Театр на Таганке, в его трудовой книжке уже значились увольнения из Театра имени Пушкина, Театра миниатюр и "Современника" за систематические нарушения дисциплины и прогулы. И тут выяснилось, что песня Высоцкого оказалась на подмостках "Таганки" раньше автора. В спектакле артист пел "Тот, кто раньше с нею был". Все были уверены: эта песня народная. Молодой актер признался художественному руководителю театра Юрию Любимову, что ее написал он, Высоцкий. Любимов попросил спеть еще что-нибудь "из своего". Высоцкий запел, и все сотрудники театра подтянулись слушать.
Любимов взял Высоцкого в театр и даже завел ему новую трудовую книжку, в которой не было пока ни одной записи о проступках. Зато вскоре появились первые объяснительные записки: "14 января на репетиции "Гамлета" я был не в форме. А вечером не явился на спектакль "Десять дней, которые потрясли мир", потому что был болен. 22 января я пропустил спектакль, потому что был в Ялте и не мог вылететь, а позднее находился в больнице, о чем есть документ". Любимов злился, ругал за пьянство, выгонял - и принимал обратно.
Семья Высоцкого почти не видела, в том числе и два маленьких сына – Аркадий и Никита. Высоцкий очень хотел стать отцом - и не умел им быть. Из сотен фотографий Высоцкого лишь одна со старшим сыном Аркадием и ни одной с младшим – Никитой. Иногда и подарки им дарил, одни на двоих. Однажды он повел Никиту на "Гамлета". Видимо, не подумав о том, какое испытание предстояло детской психике. Почти невозможно представить, каково это – зрительный зал, затаивший дыхание, а на сцене твой отец. Гамлет, без сомнения, был главной ролью Высоцкого. Принца Датского он играл до последних дней. "Гамлет" стал культовым спектаклем для всей театральной Москвы.
"Гамлет" шел на сцене "Таганки" почти 9 лет. Очередной спектакль был назначен на 27 июля 1980 года. А 25 июля Высоцкого не стало. Спектакль отменили. Не было ни одного человека, который бы сдал билет.
В последние минуты жизни рядом с Высоцким были только самые близкие люди. И всего несколько вещей, главных: гитара, магнитофон, наброски киносценария и билет в Париж, к Марине. Спустя 20 с лишним лет Марина Влади передала Татьяне Горяевой, директору Российского государственного архива литературы и искусства, сумку с документами Владимира Высоцкого. Сегодня этот архив закрыт. Печати с документов могут снять только через 75 лет после их создания. Специальных распоряжений на этот счет Влади не дала. Это значит, что по закону они будут опечатаны до 2045 года. Только тогда мы сможем перевернуть последнюю страницу в истории их любви. И может быть, найти ответы на еще многие вопросы о жизни и смерти Владимира Высоцкого.
Поделиться: